Что такое Hi-Fi и High-End. Бытовая vs студийная аппаратура на базе PC Объективные тесты и качество

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что обозначает термин High End?

High End (Hi-End - англ.) - это маркетинговый термин. Он обозначает высочайший класс, относящийся к элите. Как, правило, речь идет о звукоусиливающем аппаратном и программном обеспечении. Как мы знаем, Hi-Fi в номенклатуре современной радиоэлектроники имеет свои ГОСТы, а также другие технические характеристики, которые квалифицируют Hi-Fi тем или иным образом. В отношении High End такие понятия отсутствуют. Почему? Так как заявляемая производителями продукция класса Hi-End имеет в своем составе только высококачественные компоненты, в этом просто нет никакой необходимости.

Что такое High End аудио аппаратура?

Hi-End аппаратура - это эксклюзивная, и часто, крайне дорогостоящая звуковоспроизводящая аппаратура. Для изготовления такой элитной аппаратуры часто используются нетрадиционные, нестандартные технические решения. Как пример, можно привести ламповую или гибридную (лампово-транзисторную) аппаратуру, а также электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы.

Еще раз подчеркиваем: к термину Hi-End не относится какой-либо стандарт.

Аппаратурой Hi-End считается Hi-Fi, который изготовлен с применением таких компонентов, использование которых экономически не обосновано для производства серийной аппаратуры. Кроме этого, под этот термин подпадает аппаратура, изготовленная ручным способом. При этом, следует учитывать, что сюда относится и такая продукция, которая может не соответствовать промышленным стандартам и даже заявленным техническим характеристикам вообще.

Что указано в описании аппаратуры High End?

Это на самом деле очень интересный вопрос. Потому как и пользователи, и производители Hi-End аппаратуры, в описании и сравнении своей техники применяют не числовые измерения параметров. Числовые измерения параметров легко проверяются, как мы с вами понимаем, в любой специализированной лаборатории.

Тут же описание абсолютно субъективно! И состоит из мнений нескольких слушателей. Слушатели описывают различные особенности звучания, которые они ощутили, одним и тем же не техническим термином. Например: эмоционально, мягко, песочно, тепло, холодно, прозрачно, голографическая точность, звуковое полотно солнечно и т. д. Правда. очень необычно? Вот потому, аппаратура High End - это мир субъективизма и вкусовых предпочтений музыкальных «гурманов». Понятно, что круг таких людей не может быть большим. Но вот такая немногочисленная группа клиентов готова выложить огромные деньги за свое пристрастие.

Как выбирают аппаратуру High End?

Как мы уже разобрались, аппаратуру Hi-End невозможно выбрать по техническим характеристикам. Здесь акцент делается на используемых радиодеталях и, зачастую, архаичных технологиях. Интересно, что если такую аппаратуру подвергнуть кропотливому анализу с точки зрения технических характеристик, она покажет далеко не «продвинутые» результаты. А вот субъективные ощущения, если провести прослушивание в определенных условиях и на определенном музыкальном материале, покажут просто колоссальное преимущество High End перед обычной бюджетной Hi-Fi аппаратурой.

Поговорим о стоимости

Hi-End - это единичная техника, в отличие от массовой Hi-Fi, потому тут стоимость не имеет значения. Понятно, что ля Hi-Fi аппаратуры четко обозначена приоритетная экономическая целесообразность. Тут же покупатели руководствуются совершенно иным. Потому, владельцы Hi-End аппаратуры - это аудиофилы-фанаты, которые готовы заплатить любую заоблачную цену за удовольствие. Или это просто очень обеспеченные люди, для которых иметь подобную вещь - дело престижа. В любом случае, Hi-End является постине уникальным решением, способным удовлетворить потребность конкретного «аудиофила» в полной мере.

Но надо подчеркнуть, что в связи с очень высокой ценовой категорией Hi-End и практически полным идеологическим отсутствием требований по техническим характеристикам, часто предлагается вместе с признанными устройствами огромное количество другого вида аппаратуры. Это техника, имеющая неоправданно завышенную стоимость. Она может иметь просто невероятно роскошный дизайн, но на самом деле не имеет настолько уникально «звучащих» компонентов, а также соединительных кабелей, за которые стоит платить такие огромные деньги. Понятно, что и такая аппаратура приобретается некой категорией весьма обеспеченных граждан с целью престижа. Но, справедливости ради, стоит отметить, что для многих покупателей Hi-End - это, прежде всего, роскошный и эксклюзивный дизайн. Да и, честно сказать, далеко не каждый слушатель способен адекватно оценить звучание музыки и ее отдельных компонентов на слух.

О программном обеспечении аппаратуры High End

Такое обеспечение применяется тогда, когда речь идет о прикладном программном обеспечении. ПО создается на заказ для одного человека или для ограниченной группы людей. Оно способно обеспечить решение полного комплекса задач, которые поставил конкретный потребитель. Понятно, что стоимость таких программ очень высока. Но, справедливости ради, надо сказать, что они в полной мере оправдывают свою немалую цену и статусом, и удобством, и полным отсутствием сбоев, а также просто великолепной технической поддержкой. Ведь подобное ПО - это специализированный проект, который разрабатывается и реализуется под конкретного потребителя.

Вместо послесловия

Многие не понимают выбора истинных меломанов. Считают, что все очень уж преувеличено. Так ли это? Давайте подумаем.

Простой эксперимент. Если мы будем слушать музыку на аппаратуре Hi-End и не видеть при этом источника звука, то никогда не сможем отличить копию из коробочки от оригинала живого звука из мира.

Профессионал отличит многочисленные оттенки звука, его красоту, жизнь, дыхание. Непрофессионал будет без напряжения слушать всякие скрипы, шумы, шорохи, треск… Такому слушателю, в принципе, все равно. Творческой индивидуальности исполнителя никогда не прочувствовать на обычной аппаратуре. Это - прерогатива истинного меломана.

Сегодня наступило время, когда все можно разложить на математические формулы. Так же и звук. Но разве какой-то цифрой можно описать ощущения? Прибор все разложит «по полочкам» - оценит кривую верности воспроизведения чистого тона, привносимые гармоники. Но какой прибор, бездушный и мертвый, отличит душу, вложенную в музыку?

High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения.

Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуковоспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми „стереосистемами", продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея high-end"а, выраженная в high-end-annapaтype: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high-end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

Во-первых, термин „high-end" относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу „все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование. Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект „исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо high-end"а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, „расширителей стереоэффекта", „синтезаторов субгармоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь „меньше" означает „больше".

Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если „картинка" неважная...

Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой — снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система „набрасывает плотную, темную пелену" поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, „оконная рама", роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше „слоев стекла", а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше „слоев" и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением.

Почему high-end-компоненты являются более прозрачными „окнами" в мир музыки, чем массовые „стереосистемы"? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно „живой" музыке, а не для достижения „хороших" оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры „прислушивается" к компоненту в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели „на бумаге" — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: „THD-войны" 19"70-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют „обратную связь" — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм-изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том, чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high-end"а будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки.

Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high-end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-аппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук? Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые „американские горки" эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка...

Вот что такое high-end-аудио.

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
Автор Роберт Харли

В статье рассматриваются особенности подходов к разработке аудиоаппаратуры, рассчитанной наразные слои потребителей.

Что такое Hi-Fi и High-End

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление максимально приблизиться к живому звучанию музыки. Поэтому, как бы не проводились тестирования звуковой аппаратуры, эталоном качества её работы всегда был живой звук. При этом именно максимально достоверное воспроизведение звука удостаивалось наивысшей оценки. Но это было в прежние времена, теперь всё не совсем так.

Появление стандарта Hi-Fi и концепции High-End . Он был разработан в 1973 г. в Германии. Суть его сводилась к тому, чтобы формализовать минимальные, потем временам, требования к параметрам аудиоаппаратуры, обеспечивающих достойное воспроизведение ею звука. Многие считают, что концепция High-End появилась позже стандарта Hi-Fi и является его развитием. Однако это не так. Дело в том, что концепция High-End зародилась гораздо раньше, примерно в 1962 году, и не имеет со стандартом Hi-Fi ничего общего.

При этом отличительная особенность концепции High-End — это то, что единственным критерием качества аппаратуры является метод экспертной оценки её звучания, независимо от её технических характеристик. Важно, что для такой оценки было достаточно мнение одного единственного человека. В начале 1960-х годов концепция High-End, безусловно, несла некоторое здравое зерно, поскольку измерительная техника тех лет была весьма далека от совершенства, да и малодоступна.

Первое время стандарт Hi-Fi, для производителей аудиоаппаратуры, был очень хорошим стимуломк развитию и совершенствованию их изделий. В течение 15-20 лет, с момента появления стандарта Hi-Fi, появилось очень много высококлассной аудиоаппаратуры. Причём многие аппараты имели схожее звучание, и вскоре рынок был ими переполнен. В итоге прибыли производителей аудиоаппаратуры уменьшились, и они начали искать маркетинговое решение, способное изменить эту ситуацию.

«Полезность» концепции High-End . Тогда они и вспомнили о концепции High-End. Ведь несмотря на технические параметры, сам по себе критерий «А вот мне очень нравится звучание этого аппарата» позволяет продавать всё, что угодно. Удачность концепции High-End ещё и в том,
что она предполагает создание эксклюзивной техники, а именно:

  • сделанной специально для вас;
  • сделанной вручную такими же любителями и ценителями музыки, как и вы.

Правда при этом потребителя никто не спрашивает, а нужны ли ему дорогущие позолоченные
ножки, литые из металла много килограммовые передние панели, и нужен или не нужен ему регулятор тембра — его просто не устанавливают и всё. При этом все эти эксклюзивные аппараты
продаются по очень завышенной цене, зато они и приносят сверхприбыль. Разумеется, покупателя, к такому повороту в развитии аудиотехники, надо было подготовить.

Т.е. объяснить покупателю, что казавшиеся ему непреложными истины на самом деле неправильны, и дело обстоит как раз наоборот. Иными словами, надо заставить покупателя поверить в несбыточную мечту, т.е. в сказку, а именно в великолепное качество звучания аппаратуры High-End, которое, конечно же, куда лучше, чем у аппаратуры Hi-Fi, которая просто скучно и правильно воспроизводит звук. И в самом деле, как эти десятки килограмм металла, светящиеся оранжевыми нитями накала и потребляющие огромную мощность, могут звучать плохо?

В целом адептов аппаратуры High-End можно разделить на такие группы:

  1. Не вполне здоровые и/или легко внушаемые люди. У них есть стремление постоянно
    улучшать свою аудиоаппаратуру, якобы, стремясь достичь совершенства. А в случае с аппаратурой Hi-Fi они попадают в тупик- «Если параметры и так лучше некуда, то что же улучшать?». Вот они и покупают High-End, основываясь на мнении других лиц, утверждающих, что да, этот аппарат очень дорогой, но зато он звучит лучше всех.
  2. Любители «самого, самого». Они покупают только самое лучшее, а оно, естественно, и самое дорогое. Дешевые вещи они не покупают в принципе. Понимать, что в аппаратуре High-End реальная стоимость изделия и продажная цена отличаются в 10 и более раз они не хотят.
  3. Ценители Hand made изделий. Т.е. всего единственного и неповторимого. Но в массовой продукции нет ничего неповторимого, вот они и покупают High-End.

Дорогая аудиоаппаратура существовала всегда, но только с появлением концепции High-End
она приобрела идеологическое, именно идеологическое, а не техническое обоснование. И идеология High-End оказалась способной удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей:

  1. группа — для них открылась неограниченная возможность «совершенствования» аппаратуры путем замены обычных конденсаторов дорогущими аудиофильскими, обычных разъемов позолоченными, медных межблочных кабелей серебряными и т.д.
  2. группа- для них и производятся УМЗЧ с выходной мощностью 3-5 Вт и с продажной ценой в
    10-100 тыс. USD.
  3. группа-онадалацелый всплеск деловой активности в секторе производства аудиоаппаратуры, приведя к появлению сотен мелких компаний, производящих чуть ли не в гаражах невероятно тяжелые изделия с передними панелями если не из гранита, то из очень толстой стали и с более чем со скромными техническими параметрами. Таких изделий в год продается всего несколько, поэтому купивший его аудиофил, поклонник High-End, едва ли встретит такой аппарат у подобного ему «любителя музыки».

Как видим, раскрученная концепция High-End не более чем удачный маркетинговый ход. Акак он связан с качеством звучания такой аппаратуры?

Течения в концепции High-End. Вроде бы указанные выше обстоятельства должны были подтолкнуть ведущих производителей аудиоаппаратуры и электронных компонентов для неё поддержать модное течение High-End. Они просто обязаны были, следуя моде, начать производство новых компонент с «оригинальным» и «особым музыкальным» звучанием. Вполне могло бы возобновится производство германиевых транзисторов, на которых собирались High-End УМЗЧ в 1960-егоды, или «очень музыкальных» ЦАПов, впервые выпущенных в начале 1990-х.

Но этого не произошло. Все производители электронных компонентов продолжают улучшать
параметры своих изделий. При этом в своих datasheet они рекомендуют применять для аппаратуры как Hi-Fi, так и High-End, только очень хорошие компоненты. Такие компоненты стоят дорого, и это одна из причин, почему в аппаратуре High-End их применяют довольно редко.
Вроде бы сложилась противоречивая ситуация- адепты High-End ратуют за неповторимое и
высокое качество звучания, компоненты для производства таких устройств имеются.

Но вот сама аппаратура High-End, зачастую, собирается из весьма посредственных деталей, и звучит, соответственно, довольно скверно. Дело в том, что под общим названием «High- End» существует как минимум 4 в корне отличающихся друг от друга течения в среде производителей аудиоаппаратуры.

Рассмотрим их:

  1. Обеспечивают очень хорошее качество звучания, весьма натуральное и неокрашенное. Такие изделия имеют очень хорошие параметры (полоса частот, КНИ, IMD и др.). Доработка таких изделий непредусмотрена. Во имя натуральности звука функциональная оснащенность сведена к минимуму. Внешний вид достаточно строгий.
  2. Здесь главное- неповторимое качество звучания. Параметры могут быть самыми разными —
    от неплохих до просто ужасных с техническойточки зрения (например, КНИ = 3…5%, или полоса пропускания 80 Гц…16 кГц). Звучание, соответственно, может быть от хорошего до весьма специфического, чтобы не сказать очень плохого. Здесь многое будет зависеть от того, с какой аппаратурой работает такой УМЗЧ, и жанра музыки.
  3. Здесь всё так же, как и во 2 группе, но имеется прекрасный и неповторимый внешний вид
    устройства, и стоит оно, соответственно, дороже.
  4. Здесь так же всё, как и во 2 группе, но конструкция устройства предусматривает возможность замены блоков и отдельных деталей другими, более качественными. Вроде бы, как УМЗЧ- конструктор. С точки зрения комплектации аппараты 1 группы требуют применения очень хороших, современных деталей. Для 2 и 3 группы детали могут быть какими угодно, но иногда попадаются и образцытаких изделий, собранные из качественных компонент.
  5. группа предполагает использование только аудиофильских элементов. Но тут есть одна особенность: чтобы владелец в процессе апгрейда своего аппарата ощутил отличие в звучании, такой аппарат должен изначально звучать «не очень». Другой вариант — вновь приобретаемые блоки обладают специфическим звучанием, и тогда владелец такого конструктора «почувствует разницу». В современных условиях, все эти течения в
    High-End имеют право на жизнь, поскольку, при всей своей непохожести, удовлетворяют такие же непохожие запросы различных типов потребителей. Но, повторимся, безусловно, хорошие изделия относятся только к первой из перечисленных выше групп.

Несуразные идеи High-End. Одна из ценимых в среде аудиофилов, книг — это произведение Роберта Харли «Энциклопедия High-End аудио». Вот некоторые выдержки из неё:

  1. Усилители, имеющие самые низкие значения искажений, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.
  2. Огромная поверхность электростатического громкоговорителя позволяет точнее воспроизвести размеры образов музыкальных инструментов.
  3. Уже сама идея измерения сигнала противоречит основным ценностям High-End.
  4. Аудиосистема вынуждена балансировать на тонкой грани между естественным разрешением и аналитичностью звучания.
  5. Попробуйте использовать сетевые фильтры, в некоторых случаях они позволяют добиться существенного улучшения, в других — нет, а иногда могут привести к снижению качества работы системы.» и т.д. и т.п.

Разумеется, такие, мягко говоря, противоречивые легенды и идеи (с технической точки зрения-
это явная чушь) вводят в заблуждение технически неграмотных и легко внушаемых людей. При полном отсутствии чётких канонов, такая искусственно созданная путаница позволяет, по ходу дела, придумывать новые понятия и нюансы и спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу. При этом самые ярые адепты High-End полностью отвергают любой научный подход к звуку.Для них не существуют ни метрология, ни психоакустика, ни статистика.

У них есть только большая совокупность плохо понятных даже им самим «понятий» и крайне субъективное ощущение «вовлечения в музыку именно здесь и сейчас». Выполняя запросы маркетологов, такие адепты-пропогандисты High-Endизо всех сил пытаются вовлечь покупателя в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Почти как шаман при плясках с бубном.

Каков он «свой звук»? Что же такое этот «свой» звук, который так настойчиво рекомендуют искать адепты и пропагандисты High-End? Возможно, в самом деле, можно найти звучание: чистое, неповторимо-выразительное, воздушное, детальное, ясное, раскрывающее целый ряд музыкальных нюансов. Но с одной оговоркой: такое звучание будет подходить только вам. При этом остальные слушатели назовут его каким-то слишком аналитичным, резковатым, скучным и бесцветным. Думаем, легко согласиться с тем, что такой вариант наличия «своего звука» крайне маловероятен.

А вот в ситуации, когда звучание понравилось и вам и большинству других слушателей, можно ли говорить о его «неповторимости»? Возможно, оно просто неискаженное, и именно поэтому понравилось и вам, и всем тем, кто ценит не окрашенность, а натуральность? Хотя всегда найдется кто-то, кому и такое звучание не понравилось. Но есть статистика: в ходе любого слепого прослушивания, лучшие оценки от слушателей получали именно аппараты с лучшими техническими характеристиками. А ведь этот факт — это просто нож в сердце адептам High-End.

Отметим, что подавляющая часть аудиоэкспертов, как и людей вообще, относится к тем, кто
имеет нормальный слух. Т.е. они отличаются способностью отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание, менее точному звучанию. В связи с этим хочется привести мнение известного специалиста в области звуковоспроизведения Н. Махамедзянова:

«Звукотехника- это во многом субъективная область творчества, и то, что нравится одним (на слух), может не нравиться другим в силу различных причин. Например, другой предпочтительный звуковой материал, другие условия прослушивания, предыдущий музыкальный опыт, наконец».

Нужно учитывать ещё один момент. Современная высококачественная аудиоаппаратура —
это изделие, «готовое к употреблению». Если в его работе и есть недостатки, то они не будут повторятся при прослушивании разных записей. Ведь не все аудиозаписи идеальны. Например,
на одном из аудиотреков есть навязчивое «цыканье» высоких частот (бывает такой дефект). Если
вы его уберете, посредством изменения настроек аудиокомплекса, то на другой, правильной записи, вы ощутите в её звучании потерю прозрачности и воздуха.

В последнее время среди таких «исправителей» записи часто звучат голоса, ратующие за
«теплый звук». Такие адепты High-End непонятно почему решили, что неискаженный звук «холодный» и его надо исправлять «согреванием». Вот только непонятно, как и насколько, и откуда им вообще известно, как должно быть правильно.

Подведем итоги. Если аппаратура класса Hi-Fi разрабатывается для воспроизведения исходного звукового сигнала с минимальными искажениями, то для аппаратуры High-End искажения сигнала вещь вполне допустимая, даже приветствуемая — звук же стал «теплее» и приобрел «неповторимое звучание». Поэтому при выборе любой аудиоаппаратуры, если вы предпочитаете качественного звучания, всегда надо учитывать мнение звукорежиссеров, людей очень хорошо в такой аппаратуре разбирающихся, а именно: «надо приобретать максимально точную аппаратуру».

Люди долгое время шли к идеальному звуку - от первого фонографа Томаса Эдисона до сегодняшних записей в lowless-качестве - и добились своего. Великолепное звучание любимых песен без искажений и посторонних шумов можно слушать дома уже как минимум несколько десятилетий. Техника воспроизведения, усиления, сами носители и акустика достигли невероятных высот качества, а производители стараются найти еще хоть что-то, что может положительно повлиять на звук.

Hi-Fi

Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 - это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет.

Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует - все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука.

Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений - один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания - звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность.

Идеальный вариант размещения - гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

Hi-End

С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения - такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом - цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End - единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть - это действительно стоит своих денег.

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах - пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка.

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты - в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End - это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель - все меркнет перед погоней за идеальным звуком.

Рассказать друзьям